• Войти
  • Регистрация

Индекс открытости правительства регионов России

Индекс открытости правительства регионов России и рейтинг субъектов РФ на его основе впервые публикуется Институтом развития информационного общества (29 июня 2012 г.).

Открытое правительство – это то, как правительство может работать с обществом и отдельными гражданами по совместному производству общественных ценностей
Источник: Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (2010)

Индекс представляет собой измеритель использования инструментов открытого правительства органами исполнительной власти субъектов РФ.

Индекс рассчитывается на основе показателей, характеризующих четыре направления открытого правительства:

  • сервисы социальных сетей (использование социальных сетей для взаимодействия с гражданами);
  • открытые правительственные данные (доступность, легальность и возможность получить в машиночитаемом виде открытые данные);
  • онлайновое сотрудничество с гражданами (использование онлайновых инструментов для сотрудничества с гражданами при выработке, реализации и оценки результатов политики органов власти субъектов РФ);
  • интегрированные/сетевые сервисы (оценка по методологии ООН использования органами власти различных инструментов для получения обратной связи от граждан - опросов, досок объявлений, чатов, дискуссионных форумов и т.д.).

Значения показателей определялись на основе обследования официальных правительственных и 6 ведомственных веб-сайтов (образование, здравоохранение, труд и занятость, социальная защита, финансы) субъектов РФ. Обследование проводилось в апреле 2012 года. Описание методологии построения Индекса можно посмотреть ниже.

Индекс открытости правительства регионов России

 

Место

Субъект РФ

Значение

Использование социальных сетей

Открытые правительственные данные

Сотрудничество ИОГВ с гражданами

Сетевое/ интегрированное присутствие

1

Ульяновская область

0,3067

29

20

0

22

2

Москва

0,2211

4

20

2

20

3

Пензенская область

0,2103

25

19

0

7

4

Республика Бурятия

0,2069

4

13

1

25

5

Ивановская область

0,2012

10

24

0

13

6

Калужская область

0,1933

3

20

0

20

7

Белгородская область

0,1916

3

26

0

15

8

Республика Карелия

0,1910

0

25

0

18

9

Новгородская область

0,1899

5

21

0

17

10

Новосибирская область

0,1893

0

22

0

20

11

Республика Саха (Якутия)

0,1831

0

23

0

18

12

Ненецкий автономный округ

0,1791

4

18

0

18

13

Владимирская область

0,1786

3

24

0

14

14

Воронежская область

0,1769

3

27

1

9

15

Пермский край

0,1746

10

25

0

7

16

Оренбургская область

0,1723

13

15

0

12

17

Вологодская область

0,1712

0

26

1

11

18

Томская область

0,1706

0

22

1

14

19

Тюменская область

0,1706

4

21

0

14

20

Костромская область

0,1661

3

14

1

17

21

Астраханская область

0,1650

6

15

0

16

22

Рязанская область

0,1638

0

28

1

8

23

Ростовская область

0,1633

4

23

0

11

24

Красноярский край

0,1627

0

14

0

21

25

Кемеровская область

0,1599

0

21

0

15

26

Удмуртская Республика

0,1599

0

21

0

15

27

Краснодарский край

0,1576

0

11

1

20

28

Чувашская Республика - Чувашия

0,1570

3

7

0

23

29

Забайкальский край

0,1542

0

26

0

10

30

Самарская область

0,1531

6

21

0

9

31

Смоленская область

0,1531

7

11

0

16

32

Свердловская область

0,1525

9

14

0

12

33

Республика Татарстан (Татарстан)

0,1508

0

26

1

7

34

Республика Калмыкия

0,1474

2

21

0

11

35

Челябинская область

0,1451

12

13

0

9

36

Карачаево-Черкесская Республика

0,1429

0

18

0

14

37

Орловская область

0,1417

5

23

0

6

38

Тамбовская область

0,1412

4

20

0

9

39

Московская область

0,1395

0

24

2

4

40

Калининградская область

0,1389

7

19

0

7

41

Липецкая область

0,1383

0

22

0

10

42

Ямало-Ненецкий автономный округ

0,1378

2

7

0

20

43

Тульская область

0,1366

3

16

0

12

44

Ставропольский край

0,1361

0

15

0

15

45

Саратовская область

0,1355

4

16

0

11

46

Республика Хакасия

0,1349

3

22

0

7

47

Республика Коми

0,1344

0

21

0

10

48

Сахалинская область

0,1344

4

17

0

10

49

Кабардино-Балкарская Республика

0,1298

3

13

0

13

50

Иркутская область

0,1293

2

19

0

9

51

Тверская область

0,1293

5

16

0

9

52

Курганская область

0,1287

1

16

0

12

53

Республика Ингушетия

0,1259

13

11

0

6

54

Псковская область

0,1253

2

18

0

9

55

Республика Тыва

0,1253

0

20

0

9

56

Еврейская автономная область

0,1247

0

25

0

5

57

Республика Дагестан

0,1230

14

8

0

7

58

Санкт-Петербург

0,1219

0

23

0

6

59

Ханты-Мансийский автономный округ

0,1196

16

9

0

4

60

Кировская область

0,1179

8

5

0

13

61

Республика Мордовия

0,1156

1

23

0

4

62

Магаданская область

0,1100

4

16

0

6

63

Брянская область

0,1088

3

18

0

5

64

Курская область

0,1083

2

15

0

8

65

Мурманская область

0,1066

2

21

0

3

66

Нижегородская область

0,1054

0

15

0

9

67

Архангельская область

0,1020

0

9

0

13

68

Республика Северная Осетия - Алания

0,1009

1

18

0

5

69

Камчатский край

0,1003

0

15

0

8

70

Ярославская область

0,1003

0

15

0

8

71

Ленинградская область

0,0975

1

9

1

9

72

Алтайский край

0,0958

1

9

0

11

73

Волгоградская область

0,0924

0

22

0

1

74

Хабаровский край

0,0924

0

4

0

15

75

Амурская область 

0,0918

3

6

0

11

76

Республика Адыгея (Адыгея)

0,0918

0

9

0

11

77

Омская область

0,0907

2

17

0

3

78

Республика Марий Эл

0,0867

0

18

0

3

79

Республика Башкортостан

0,0856

16

3

0

2

80

Республика Алтай

0,0748

0

15

0

3

81

Приморский край

0,0714

0

9

0

7

82

Чукотский автономный округ

0,0675

3

5

0

7

Постоянный адрес данной страницы: http://opengov.eRegion.ru

Методология построения Индекса открытости правительства регионов России

Для оценки использования инструментов открытого правительства субъектами РФ в апреле 2012 года было проведено обследование официальных веб-сайтов органов исполнительной власти субъектов (правительственных и 6 ведомственных веб-сайтов). Обследование проводилось по специально разработанной анкете, оценивалось наличие и степень использования инструментов открытого правительства по 4 направлениям - сервисы социальных сетей, открытые правительственные данные, онлайновое сотрудничество с гражданами, интегрированные/сетевые сервисы.

Оценка использования ОГИВ сервисов социальных сетей для взаимодействия с гражданами проводилась по следующим показателям (в скобках указаны возможные значения показателей):

  • Наличие блога (или видеоблога) высшего должностного лица субъекта РФ  в социальных сетях или на официальных сайтах высшего должностного лица или ВИОГВ (0/1/2)
  • Наполнение блога высшего должностного лица субъекта РФ в среднем за прошедший год (0/1/2)
  • Взаимодействие высшего должностного лица с населением (0/1/2)
  • Наличие микроблога высшего должностного лица субъекта РФ  в социальных сетях (twitter и др.) (0/1/2)
  • Наполнение микроблога высшего должностного лица субъекта РФ в среднем за последние 3 месяца перед опросом (0/1/2)

Примечание. Наличие и использование блогов и микроблогов руководителей органов исполнительной власти  субъекта РФ оценивалось в том случае, если они были расположены на официальных сайтах органов власти или на этих сайтах были размещены ссылки на соответствующие блоги в социальных сетях.

Для оценки предоставления ОГИВ субъектов РФ открытых правительственных данных использовались следующие показатели:

  • Доступность открытых правительственных данных (0/1/2)
  • Готовность открытых правительственных данных для автоматизированной обработки (1/2/3/4/5)
  • Легальность использования открытых правительственных данных (0/1/2)

Оценка использования ОГИВ инструментов привлечения граждан к сотрудничеству  проводилась по следующим показателям:

  • Наличие специальных онлайновых инструментов для привлечения граждан к разработке и принятию решений ИОГВ (0/1)
  • Наличие специальных онлайновых инструментов для привлечения и координации действий партнеров, готовых принять участие в реализации решений и инициатив ИОГВ (0/1)
  • Наличие специальных онлайновых инструментов для контроля и оценки результатов деятельности ИОГВ (0/1)

Оценка использования интегрированных/сетевых сервисов проводилась по методологии ООН по следующим показателям:

  • Наличие декларации о политике вовлечения граждан в выработку и принятие решений высшими исполнительными органами власти (ВИОГВ) в электронной форме (0/1)
  • Наличие календаря/указателя на предстоящие мероприятия предусматривающие участие граждан в выработке и принятии решений ВИОГВ в электронной форме (0/1)
  • Архивы информации о мероприятиях участия граждан в выработке и принятии решений ВИОГВ в электронной форме (0/1)
  • Наличие инструментов участия граждан в выработке и принятии решений ВИОГВ иных чем виртуальная приемная (опросы, обследования, доски объявлений, чаты, блоги, дискуссионные форумы и др.) (0/1)
  • Возможность обратной связи граждан с органами власти по вопросам их политики и предоставления  услуг в электронной форме в виде виртуальной приемной (0/1)
  • Обеспечение публикации обращений, замечаний и предложений граждан по вопросам стратегии и политики ВИОГВ (0/1)
  • Наличие архивов ответов ВИОГВ на вопросы и обращения граждан (0/1)

Полученные по каждому направлению оценки суммировались по всем сайтам субъекта РФ, затем нормализовались по отношению к максимально возможному числу баллов для данного направления. Значение Индекса для субъекта РФ определялось как среднее арифметическое от нормализованных оценок направлений использования инструментов открытого правительства.